Автобус прибыл в Тегеран в 5 утра, когда метро еще закрыто. Поэтому до дома Бехнама я отправился на такси и завалился спать до 11 часов. Когда проснулся, меня ждал новый сюрприз — телефон снова не ловил связь, система почему-то отменила регистрацию телефона, так что я снова без связи. Но это не отменяет обширной культурной программы.
Друзья посоветовали несколько музеев и мечетей для посещения. Поехали смотреть музей коммуникаций. Это музей в здании бывшего почтового отделения рассказывает о том, как развивались коммуникации в прошлом. Как почтальоны доставляли почту на лошадях, потом на поездах, потом появились различные способы быстрой передачи данных типа телеграфа или радио. Весь этот путь можно проследить в музее коммуникаций. Если вы любите марки, то здесь собрана огромная коллекция со всех уголков мира. Марки — это оказывается вообще как будто отдельное направление искусства.
В этом же музейном комплексе можно зайти в Malek National Museum & Library. На удивление красиво сделан интерьер, и можно посмотреть множество интересных экспонатов.
В национальный музей Ирана я решил не заходить, зато пошел на рынок и нашел там Imamzade Zeyd. Это мавзолей сына одного из 12 имамов, которых почитают шииты. Внутри мавзолей отделан в иранском стиле множеством зеркал, люди с рынка приходят сюда кто зачем. Кто-то усердно молится, кто-то играет в телефоне, а кто-то просто спит у стеночки. И все это находится прямо в центре Grand Bazaar. Очень красиво. А вот мечеть, которая также в находится на рынке не такая красивая.
Посмотрев все, что планировал, решил связаться с Амиром, чтобы встреться с ним. Для этого пришлось пройти пару километров, чтобы найти салон сотовой связи и попросить зарегистрировать мне телефон. Телефон не зарегистрировали, зато дали позвонить Амиру.
Встретившись с Амиром, мы пошли гулять по городу и разговаривать обо всем. Например, в Иране можно служить в своем городе. Так повезло Амиру. Он с 6 утра до 13 дня охранял какое-то здание, а потом шел домой спать. А вот Маджиду так не повезло и он служил где-то на юге в очень жарком месте. Проходя мимо пекарни, я спросил название булочки и Амир сказал «Пирожки». Вот так русское слово снова попало в персидский язык. Кстати, пирожок со сладким кремом стоит 20000 риалов (12рублей).
В Тегеране очень много мест, где можно увидеть слова «Шахид». Так называются многие станции метро, так называются улицы и бульвары, например: «Шахид моффатех» или «Шахид бехешти». Не знаю как у вас, а у меня с детства плохие ассоциации со словом «шахид». Обычно подразумевалось, что шахид — это смертник, который подрывает себя вместе с врагами. Но в Иране шахид — это герой, который погиб за свою страну. Это как у нас «Герой Советского Союза» или «Герой России». Так что, если в следующий раз услышите «шахид» — не пугайтесь и помните, что это просто герой.
Дождавшись окончания рабочего дня, мы встретились с Маджидом и втроем на одном мотоцикле поехали пробовать популярную сладость в Тегеране — Majun (Маджун). Это смесь из мороженного, фруктов, ягод и разных посыпок. Очень вкусно, но некоторым может показаться слишком сладким. В общем пробуйте.
Ну и финальным аккордом на сегодня стало посещение мавзолея Имама Хомейни. Кто не помнит, Имам Хомейни — это национальный герой, благодаря которому произошла исламская революция. Половина людей его ненавидит, но официальная позиция такова, что он герой и спаситель. Поэтому, после его смерти был построен огромнейший мавзолей. Он открыт круглосуточно и сюда стекаются люди со всего Ирана. Тысячи машин стоят на парковке, сотни палаток виднеются повсюду. Люди приезжают из других городов, чтобы отдать дань уважения Имаму Хомейни. Правда есть еще большой процент людей, которые просто ехали куда-то мимо Тегерана и чтобы не платить за отель остановились на территории мавзолея. У кого нет палаток, спят прямо на полу в различных уголках как самого здания, так и прилегающей территории. Сам мавзолей внутри внушительных размеров и с очень красивой отделкой. Переливаются зеркала и вьются узоры на сводах купола, свет проникает в каждый уголок огромного зала. На мраморном полу расстелены десятки ковров, несмотря на поздний час сотни паломников постоянно курсируют внутри. Мне очень нравится, как организованы религиозные места в Иране, в них хочется возвращаться. Амир сказал, что правительство тратит огромные средства на паломнические места, но совершенно забросило исторические дворцы или древние районы городов. Все таки, — это Исламская Республика Иран.
Мне по душе уникальная культура Ирана. Да, глобализация приходит и в эти края, но иранцы до сих пор кушают на топчанах, одеваются в традиционные одежды, отмечают древние праздники, как исламские, так и зороастризма. И самое важное — это то, что практически все из них очень хорошие люди. Добрые, открытые и очень гостеприимные. Если когда Вы думаете об Иране у вас всплывают образы бородатых террористов, которые постоянно кричат Аллах Акбар, то ваше представление об этой замечательной стране в корне неверно. Да, практически все мужчины тут бородатые, но это современное общество с глубокими историческими корнями. Да, здесь на государственном уровне установлены закона ислама и иранцы вынуждены им следовать, но из 9 моих хороших знакомых, нет ни одного человека, кто бы постоянно посещал мечеть. Так что это только лишь обложка. Содержание совершенно другое. Тем интереснее каждый день открывать для себя Иран с новых сторон.
Ваш, Дмитрий Фирсов
Написать ответ