Что посмотреть в Сием Рипе? Ангкор и другие жемчужины Восточной Азии
Чтобы публикация не вызвала путаницы, сразу поясним, что упомянутый в заголовке небольшой камбоджийский населённый пункт – город с несколькими именами. В разных источниках его называют по-разному. Всё зависит от произношения. Может быть Сиемреап, Сиамриап и другие вариации.
В любом случае в переводе с кхмерского дословно это означает «Сиам побеждён». То есть, поселение основано по случаю этого конкретного события, произошедшего где-то в середине IX-ого столетия.
С тех самых пор городок закономерно считается «воротами» к храмам Ангкор-Ват, Ангкор-Тхом и иным культовым сооружениям, большинство из которых сегодня, увы, можно созерцать только в виде развалин.
Еще Сием Рип знаменит тем, что во времена красных кхмеров – довольно радикального (близкого к терроризму) коммунистического движения, в ходе гражданской войны превратившего в руины почти всю собственную страну – в эту смутную эпоху наш сегодняшний объект изучения совершенно не пострадал. Говорят, что его защитил находящийся совсем рядом священный Ангкор, к которому даже ярые атеисты попросту боялись приближаться.
И ещё пара слов о городке в целом: его население всего 200 тысяч человек, и к категории суетных мегаполисов он никак не может быть отнесён. При этом он – уютный, отлично благоустроенный туристический центр северо-западной Камбоджи. Банки, рестораны, симпатичные отели, магазины и пр. – всё при нём.
Ну, а теперь к делу.
Само собой, и главной достопримечательности не только Сием Рипа, но и всего Индокитая искать не приходится. Естественно, в основном, путешественники стремятся сюда именно ради храмов Ангкора, а уж всё остальное обнаруживают для себя как бы попутно.
Начнём в этой последовательности и мы. Тем более что на самом деле так и было: едва заселившись в номер, команда Travel Men пошла искать пункт проката велосипедов. Добрые люди ещё в пути подсказали нам, что это самое лучшее средство передвижения в здешних краях. Покрутив педали, уже через полчаса были возле храмового комплекса Ангкор-Ват.

Всегда интересно смотреть на такие монументальные памятники древней истории. Но в этой столице исчезнувшего в веках кхмерского государства в голове (да и в теле) у туриста возникают какие-то особые ощущения. Очень может быть, что статус «святой город» это место получило не ради красного словца, а вполне заслуженно …
После Ангкор-Вата мы поехали к Байону – тоже крупному, но гораздо сильнее потрёпанному временем сооружению в честь Будды.

Построено оно было в XII-м веке из невероятных размеров цельных каменных глыб, чем-то похожих на человеческие головы. Как это выглядело в свои лучшие годы, представить сегодня поможет только неординарная фантазия. Но и то, что осталось в наследство нашей цивилизации, тоже впечатляет и озадачивает.
Помните извечный вопрос к учёным: а как египтяне (инки, майя, сирийцы …) без всякой техники обрабатывали, таскали и устанавливали огромные булыжники – по сути, целые скалы? Вот и возле Байона непроизвольно возникает тот же неразрешимый вопрос. Только здесь к нему добавляется дополнительная загадка. Ведь камбоджийцы – нация отнюдь не богатырского телосложения. Чтобы «свернуть горы» их явно потребуется минимум в два раза больше, чем тех же египтян.
А потом у нас по программе был храм Бантей Кдей. Тут, в развалинах на общем фоне зарослей экзотических деревьев, основной массе туристов непременно вспоминается подросший Маугли, стремящийся раздобыть себе «железный зуб».

Честно – ассоциация полная. Так и хочется найти взглядом бандерлогов и мудрого питона Каа. Однако их, скорее всего, распугали. Дело в том, что Бантей Кдей пытаются потихоньку реставрировать. Один из немногочисленных рабочих даже словоохотливо доложил нам, что конструкция к текущему столетию разрушилась, потому что … предки использовали некачественные материалы (!).
Что посмотреть в Пномпене? Докажем честно, что шутки неуместны
Поверьте, хохотали мы от души, сравнив тогдашнее (а храм тоже создан в XII в.) и сегодняшнее качество строительства. Простоит ли построенное нашими современниками хотя бы пятую часть такого внушительного срока? Да и есть ли в сегодняшнем зодчестве хоть какой-то смысл для потомков?
Следом нами был с удовольствием осмотрен храм Бантей-Срей. Он находится в 25-и километрах от Сием Рипа, так что велосипеды пришлось временно заменить на автомобильную экскурсию.

Здание это маленькое, но заслуживает особого внимания хотя бы тем, что оно практически целое. И это при том, что возвели его в X-м веке и позже не изменили тут ни кирпича.
Снова хохотали до упаду – выходит, стройматериалы были получше? Другие туристы смотрели на группу русских, как на … Ну, вы поняли. На всякий случай запомнили, из чего следует строить: розовый песчаник – вот то, что гарантировано простоит тысячу лет!
А если кроме шуток, эта часовенка из трёх башен очень хороша и гармонично вписывается в окружающую природу. В этом, как известно, и заключается главная идея буддизма, но осознать её – идею – возможно лишь вот так, в прямом «живом» контакте. Книжки и Интернет-проповеди только всё запутают.
Пользуясь тем, что в нашем распоряжении находится самодвижущийся транспорт, добрались ещё и до горы Кулен (это около 50 км от Сием Рипа). Понятно, что всяческих гор опытным туристам довелось видеть много, но здесь нас привлёк живописный одноимённый водопад, способный буквально завораживать своим журчанием, словно тот самый питон из сказок Киплинга.

Неподалёку от него, кстати, тоже стоит небольшой храм, сооружённый аж двенадцать веков назад. Поразительно, но храм действующий, и при нём постоянно проживают сумрачного вида молчаливые монахи, которые и поддерживают здесь порядок вторую тысячу лет. Далёким от их бога «понаехавшим» внимания они не оказали – было впечатление, что нас для них вообще не существует. И правильно! Туризм не должен мешать основным занятиям «аборигенов».
В этом мы лишний раз убедились, оказавшись в так называемой «культурной деревне».
Разумеется, это чистой воды «потёмкинская деревня», но камбоджийцы про хитрого фаворита императрицы не догадываются. Сами додумались. Фактически, получилось у них некое подобие ВДНХ: искусственно созданное (и стилизованное под «первобытность») поселение поделено на сектора. На них разные народы (представители профессий, обладатели всяких нетрадиционных навыков) Камбоджи демонстрируют туристам свои таланты. А заодно и особенности быта, но не сегодняшнего, а тогдашнего – «до эпохи исторического материализма».

По большому счёту, всё это, разумеется, классическая «показуха», но смотрится не без интереса. Что-то вроде интерактивного музея, но персонажи не созданы с помощью компьютера, а вполне живые и настоящие.
Есть в «культурной деревне» даже свой музей мадам Тюссо. В нём нет путина, Трампа и Майкла Джексона, зато есть туземные правители всех времён, в чём-то отличившиеся священнослужители, генералы, кинозвёзды локального масштаба …
Короче говоря, культуры тут и в самом деле через край. Убедитесь сами. Портал Travel Men от души рекомендует.
Всё в той же «культурной деревне» отдельной строкой, наверное, стоит выделить Тоннель правосудия.
Существует масса известных европейских картин, текстов, даже опер, демонстрирующих людям, как именно выглядит Ад в представлении авторов произведений. Взять хотя бы Данте с его «Девятью кругами». Примеров хватает.

Однако в Сием Рипе пошли дальше, каким-то образом на основе собственных верований воссоздав Преисподнюю со всеми её карами в натуральную величину. Здесь в тоннеле под скалой есть рукотворное Чистилище вместе с чертями и всей нечистью, которая там (по кхмерским убеждениям) должна править. Рядом со слугами Дьявола и те, кого они терзают за грехи всеми мыслимыми и немыслимыми способами.
Хотелось бы для привлекательности заявить, что это страшно, но нам снова было смешно. После Музея инквизиции в Испании или даже примерно аналогичных партизанских подземелий в Сайгоне, где безгрешные умирали миллионами, настоящего исследователя куклами и пластмассовыми скелетами напугать трудно.
Вы думаете, что это всё, что вам мог бы с успехом продемонстрировать Сием Рип? Описанное сейчас – даже не десятая часть того, что слоит увидеть собственными глазами. Как вы знаете, мы не привыкли описывать то, что «посланцы» Travel Men не испытали, как говориться, «на собственной шкуре».
К тому же, мы намеренно проигнорировали рынки и бутики, бары и кинотеатры Сием Рипа. Разве можно их упоминать там, где речь ведётся об Истории с большой буквы?
Перейти на главную страницу
Написать ответ